Форум болельщиков футбольного клуба "Авангард" Курск » Курск и Курская область » История » История Курской Авиации

Страниц (1): [1]
 

1. mick-vvv - 28 Марта, 2012 - 11:57:17 - перейти к сообщению
Исторических тем о Курской области можно придумать много. Может когда-то кто-то (эй, Лом!) опишет историю курского ЖД-транспорта (тем более, что в этом году 60 лет замечательному зданию ЖД Вокзала), но не в этой теме...

Идея создать эту тему пришла сама собой — по работе понадобилась малось — год постройки здания Курского нынешнего аэровокзала. Ни один компетентный орган пока не дал ответа на этот простой вопрос, а поиск по интернету, кроме как такого же облома, привел еще к одному парадоксалльному выводу — история Курской авиации не описана по сути нигде и никак. Отрывочные, скудные, шаблонные сведения — лишь при сложных запросах и прокопе их до максимальной глубины, можно выискать кой-какие интересные отдельные факты. При этом история Курского трамвая, пожалуйста! Троллейбуса — тоже есть... Да какой только хрени нет. Авиация — тоже нет, только... в прямом смысле нет...
Именно поэтому я машинально стал собирать материал на эту тему — ибо тема не чуждая, близкая и интересная мне, и многим форумчанам. Может будет интересно и познавательно и еще кому-то, кроме нас.
У кого-то может найдется материал на тему — сведения, фото..
Буду выкладывать материал частями, по мере его обработки и подготовки...


А на сегодня часть первая — НАЧАЛО.

5 мая 1911 года — отсчетная точка полетов в курском небе. Именно в это день знаменитый русский пилот Сергей Уточкин продемонстрировал безнадежно переполненному народом курскому ипподрому полеты аппаратов тяжелее воздуха. Это был самолет «Фарман-IV.»

Осенью 1909 года одесский богач барон С.И. Ксидиас купил первый в России аэроплан "Фарман-IV". Через полгода, 8 марта 1910 года в России произошло событие, которое особого ажиотажа не вызвало, но было отмечено всеми выходившими тогда газетами. В Одессе состоялся единственный полет русского авиатора Михаила Ефимова, который полгода учился летать в Париже. Сам полет диковинкой не был. До Ефимова в небо поднималось много авиаторов. Но это был первый полет русского авиатора. Вот что об этом писали "Одесские новости": "На ипподроме Бегового Общества состоялся единственный полет всемирного рекордсмена Ефимова на аэроплане. Наши дети и внуки, для которых летание людей по воздуху будет делом обычным, как езда в трамвае, не поймут наших вчерашних восторгов". Через неделю, 15 (28) марта, Уточкин выпросил у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан и взлетел без всякой подготовки. Правда, полет был не очень удачным, машину при посадке он слегка подломал, но ведь это был экспромт. Уточкин стал вторым русским авиатором.

Еще при жизни Уточкин стал человеком-легендой. О нем современники отзывались как о непредсказуемом человеке с безмерной и непреодолимой жаждой риска. В книге «Спасибо сердце» Леонид Утесов писал: «Считалось, что Одесса без Уточкина — не Одесса. Он ее гордость, ее слава.
Одесситы увековечили своего земляка, как всегда, остроумно и оригинально, назвав его именем кинотеатр «Уточ-кино» и установив ему памятник в самом сердце города — на улице Дерибасовской.


Курский ипподром, как и во многих других русских городах, стал колыбелью местной авиации. На известном у нас немецком аэрофотоснимке 1943 года его хорошо видно, и можно четко понять, что занимал он территорию от здания на остановке «Колос» (где сейчас Сбербанк), захватывая его территорию — до здания заводоуправления «Маяк» (заканчивая напротив места, где возникает развилка 50-лет Октября по пути на Северо-Запад. По ширене территория ипподрома захватывала несколько и территорию нынешнего СИЗО на Глинище.


Вторым летчиком, восхитившим Курск полетами на аэроплане, был Александр Кузьминский. Ему было разрешено в течении мая 1912 года совершить несколько показательных полетов.
Александр Кузьминский - тоже невероятно легендарная личность. Дворянин, родственник Льва Толстого. Чиновник по особым поручениям при министре финансов. Бросил высокий пост из любви к авиации. В светских салонах вздыхали: «Бедные старики Кузьминские, три сына у них, а четвертый – авиатор…»
В 1910 году Кузьминский в Париже заказывает себе аэроплан на заводе Блерио, а пока обучается полетам. Сдав экзамены, едет на завод и с ужасом узнает, что ему недостает 4 000 франков, чтобы расплатиться за аэроплан. Ждать помощи неоткуда. В смятении вечером идет в казино и через час… выигрывает 4 300 франков! Окрыленный (в буквальном и переносном смысле) молодой человек спешит на родину, чтобы принять участие в 1-ом Всероссийском празднике авиации.

Перед полетами гостит в Ясной Поляне, у своего великого родственника, где Толстой пытает его: каково там, в воздухе, не страшно ли? Авиатор обещает после праздника покатать Льва Николаевича, но… через день разбивается и получает тяжелейшие травмы, воостановление от которых заняло 8 месяцев.
Авиатор Ефимов, узнав об обещании друга, предложил Толстому свои услуги. Но тот, потрясенный известием, наотрез отказался: «Люди – не галки, и летать им нечего!»
Склеенный врачами, Кузьминский снова едет к во Францию к Блерио и покупает новый аппарат. С ним и пускается в триумфальное турне по России, одним из первых городов в котором был Курск. А затем грузит «Блерио» на поезд и отправляется в Сибирь. После полетов в Иркутске – Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. Пароходом перебирается в Харбин. Летает в Мукдене, Ханьчжоу, Пекине. Из Китая попадает в португальские колонии. Далее – Вьетнам, Сингапур, Камбоджа, Сиам. На островах Ява и Суматра турне завершается.
Каких только предложений ему не делали! В Китае только что провозглашена республика: им нужна своя военная авиация – оставайся, командуй и обучай. Короли и губернаторы заманивают русского смельчака на службу, суля титулы и богатства. Но Кузьминский, осыпанный орденами и подарками, возвращается морем во Францию.
Луи Блерио был потрясен вояжем, и подарил ему свой новый аэроплан. Со своим аппаратом доброволец Кузьминский вступит в Первую мировую войну. Потом будет революция. Эмиграция и жизнь в зарубежье. Но в 1922 году Александр Кузьминский вернется на родину и еще долго будет работать в Главвоздухофлоте.

13 июня 1912 на курском ипподроме совершил вынужденную посадку аэроплан лейтенанта В. В. Дыбовского, совершавшего перелет «Севастополь — Москва». Этот перелет известен во многих источниках, и зачастую считается беспосадочным. Но аварийная посадка в Курске была. Устранив неисправность, Дыбовский на следующее утро вылетел дальше по маршруту.

Выполняя полеты на аэропланах, Виктор Дыбовский первым среди военных авиаторов России пытается осуществлять фотографирование наземных объектов. Но самый большой вклад в развитие отечественной авиации Дыбовский внес 6 июня 1911 года. Вот что указывал офицер в донесении о том историческом полете: «Сообщив, как было условлено, за полтора часа по телефону в дивизион, что вылечу в 5 часов 6 минут вечера, поднялся снова и полетел на бухты для розыска и наблюдений за подводными лодками, которые к этому времени должны были быть на своих местах. Взяв направление на Карантинную бухту, поднялся на 800 метров. Находясь над берегом еще далеко от моря, с такой высоты заметил идущий малым ходом транспорт «Пендераклия» и темный силуэт стоящей в надводном положении подводной лодки. Дальше заметил большой бурун от перископа лодки, идущей в подводном положении по направлению к реке Бельбек. Проходя за ним, пассажиром подпоручиком Гельгаром был произведен снимок подводной лодки, который при сем прилагается».
В России это был первый полет, когда с аэроплана визуально удалось обнаружить подводную лодку в погруженном состоянии, да еще сделать соответствующие фотоснимки с борта летательного аппарата. Можно сказать, что в этот день было положено начало морской противолодочной авиации России.
Эти трое и были первыми «пришельцами», прививавшими курянам жажду летать.

Известно, что еще до полетов Уточкина наш знаменитый земляк-инженер Уфимцев построил две оригинальные модели самолетов. В 1909 году - "Сфероплан" -1, а в 1910 году - "Сфероплан" -2.
Он впервые в мире применил трехколесное шасси с передним носовым колесом, и на обоих самолетах установил двигатели собственной конструкции в 20 и 60 лошадиных сил. Поднимался его летательный аппарат в воздух катапультным забросом при помощи сжатого воздуха. Но где он летал и как — неизвестно.

В Первую мировую войну аэропланы были нередкими гостями в Курске. Но праздного интереса (кроме стаек любопытных пацанов) они уже не вызывали.
Первая мировая война со временем перетекла в революцию, и очередную - Гражданскую войну. Курская область была ареной ожесточенных боев Красной армии с армией Деникина. На стороне красных активно участвовали в боях авиационные подразделения.
«Ньюпор-10», ст. Свобода Курской губернии. 1920 год.:







«Ньюпор-21» на станции Ржава (Пристень).



Легендарный самолет «Илья Муромец» на ст. Ржава.








Самолет «Анатра Анасаль» «Мурик». Обоянь. 1921 г.




На аэродроме Обоянь, 1921 г.:






Похороны погибших летчиков в г. Курск:






После окончания войны авиацию стали примерять у гражданским задачам. В 1926 году еженедельный британский журнал Flight International (издающийся с 1909 года и по настоящее время) поместил статью о развитии южных гражданских авиалиний в СССР.

На схеме аэродромов есть и Курск, и Обоянь (пукт контроля). Правда выполняли эти аэродромы, скорее всего, роль промежуточных, дозаправочных.

С 1927 года развивать авиацию в Курске пришел знаменитый «ОСОАВИАХИМ». В 1931 году в Рышково были построены две авиавышки для обеспечения полетов сельскохозяйственной авиации.
С 1932 года в Курске начинает действовать планерная станция, располагавшаяся над Тускарью, возле бывшего фармпроизводства на Л.Толстого и натерритори нынешнего стадиона «Меркурий». До 1934 года здесь был один планер типа А-1, конструкции начинающего авиаконструктора Олега Антонова (в будущем создателя таких легендарных самолетов, как Ар-2, Ан-24, Ан-124 «Руслан», самого большого в настоящее время самолета в мире Ан-225 «Мрия» и многих других).
Вот он, А-1 - прапредок «Мрии»:


Вскоре в Курском ОСОАвиахиме открывается парашютно-планерная школа. В июне 1935 года в Курске совершен первый показательный прыжок с парашютом. Он вызвал небывалый интерес и в парашютно-планерную потянулась молодежь.

В 1935 году началось строительство аэропорта Курск-Восточный (нынешних воздушных ворот Курска, правда пока что закрытых на щеколду) для военной авиации. На нем преполагалось разместить скоростные бомбардировщики и бомбардировщики дальней авиации.
Чуть позже на нем были размещены новейшие бомбардировщики СБ


В этом же, 1936 году парашутно-планерную школу переводят на Казацкое поле (территория нынешнего Северо-Запада). Так появляется аэродром Курск-Западный. Правда, есть предположение, что он существовал в каком-то виде и раньше — в Гражданскую войну, и в 20-е годы.
В 1936 году здесь был создан Курский аэроклуб, который с 1938 по 1941 год имел филиал в Шебекино (ныне Белгородская область). К началу сороковых годов аэроклуб выпускал по 250 курсантов в год (а в 1940-м уже 700) — летчиков, планеристов, парашутистов и авиатехников. Все аэроклубы ОСОАВИАХИМа были полувонными организациями.
В 1939 году был организована небольшая летная площадка за станцией Рышково (на месте нынешнего аэродрома аэроклуба), предназначенная для самолетов сельхозавиации.
В октябре 1940 года Курским аэроклубом был получен приказ Центрального аэроклуба СССР, предусматривавший организацию зимней летной подготовки курсантов. Приказ был довольно необычным, поскольку с практикой зимнего летного обучения пилотов аэроклуб еще не сталкивался. Согласно этому приказу, курсантскому составу устанавливалось начисление стипендии в размере 250 рублей при среднем заработке летно-технического состава 450 руб, что было солидными ставками. Это был символ надвигающейся военной рерганизации аэроклуба, предчувствие надвигающейся войны... В дополнение к этому, в первой половине 1941 года на аэродроме аэроклуба «Западный» скопилось необычайное количество самолетов (боле 100), аэродром был просто забит. Самолеты массово перегонялись с окрестных городов (Орла, Воронежа) для создания мощной учебной базы. В основном это были По-2, УТ-1, а таже истебители И-16. Из города Энгельса в Курск было доставлено железнодорожным транспортом 40 самолетов По-2, которые были размещены в районе аэродрома «Западный», постепенно восстанавливались и после облета маскировались на стоянках сеном.
Шебекинский филиал полным составом перевели в Курск. По адресу Красная площадь,6 разместили штаб летной школы аэроклуба, обустроили учебные классы. В старом здании (ул. Колхозная, 11) использовались ранее подготовленные аэроклубом учебные классы, где изучали устройство двигателей, аэродинамику, штурманскую подготовку, самолет и парашютное дело.
Прилетали на «Западный» и новейшие дальние сверхтяжелые стратегические бомбардировщики Пе-8. Один из них, из-за ошибки экипажа потерпел катастрофу на месте нынешнего завода «Прибор». В дальнейшем, Пе-8 были размещены на аэродроме Курск-Восточный, и благодаря тому, что в первые дни войны Курск не бомбили - самолеты уцелели, сохранив потенциал Дальней бомбардировочной авиации СССР. Пе-8, один из немногих довоенных серийных самолетов, бывших активно востребованными всю войну.

По-2


УТ-1



И-16


Пе-8


В этом же, 1941 году на аэродроме Курск-Западный разместили и звено гражданской авиации. оно подчинялось Воронежскому авиаотряду гражданского воздушного флота (ГВФ). Основными работами были: перевозка почты, доставка врачей и больных, санобработка очагов малярийного комара, выполняемыми на самолётах ПО-2.

Сразу же после 22 июня 1941 года весь состав Курского аэроклуба был призван в армию, получил военную форму, и аэроклуб автоматически стал 7-й летной школой ВВС РККА.


Продолжение следует...
2. ФЛАНКЕР (N/A) - 28 Марта, 2012 - 12:37:30 - перейти к сообщению

Цитата:
Одесситы увековечили своего земляка, как всегда, остроумно и оригинально, назвав его именем кинотеатр «Уточ-кино» и установив ему памятник в самом сердце города — на улице Дерибасовской.
...на Павлюченко похож... Радость
3. T. Rex - 28 Марта, 2012 - 15:38:04 - перейти к сообщению
Mick-vvv пишет:
А на сегодня часть первая — НАЧАЛО.
5 мая 1911 года — отсчетная точка полетов в курском небе...

История Курской Авиации старше как минимум...на год! Изобретатель-самоучка Анатолий Георгиевич Уфимцев в 1910 году совершил первые полёты в курском небе!
В 1910 году Уфимцев изобретает и строит сфероплан.



Уфимцев делает разные крылья, ставит их на весы и скатывается со всем этим с горы на Кургане по над Куром то ли на велосипеде, то ли на мотоцикле ...



Потом на аппарат поставили двигатель – в одном случае 70 лошадиных сил, в другом – 20. А двигатель был тоже собственной конструкции – биротационный, тот самый, который не должен был работать.
Во всяком случае, машина из полотна, проволоки и бамбука была готова и под газетные сенсации «Авиатор Савва», «Нынешние дела Саввы» в 1910 году два дня летала над лугом при слиянии Тускари и Сейма.



В другой раз мотор забарахлил и нуждался в доводке, и Анатолий Георгиевич, погрузив движок на велосипед, отправился в мастерскую на улице Семёновская...А пока он занимался ремонтом, сильнейший порыв ветра разбил аппарат...
4. ФЛАНКЕР (N/A) - 28 Марта, 2012 - 17:42:53 - перейти к сообщению

T. Rex пишет:
.А пока он занимался ремонтом, сильнейший порыв ветра разбил аппарат...
..после чего в сердцах был построен

"ветряк"(ветроэлектростанция).. Улыбка
T. Rex пишет:
А двигатель был тоже собственной конструкции – биротационный, тот самый, который не должен был работать.
Цитата:
В 1912 году на III Всероссийском воздухоплавательном съезде и авиационной выставке А. Г. Уфимцеву за биротативный двигатель была присуждена большая серебряная медаль.
..поясню,т.к. сам не в курсе.. Подмигивание ..этот двигатель был первым прообразом сегодняшних авиационных двигателей..не всех,а эксперименты продолжаются..

..биротативный винтовентилятор..

Тема большая..ОЧЕНЬ большая!!..кто не верит-выйдите на улицу и поднимите голову вверх.. Закатив глазки
5. mick-vvv - 29 Марта, 2012 - 11:36:10 - перейти к сообщению
T. Rex пишет:
Во всяком случае, машина из полотна, проволоки и бамбука была готова и под газетные сенсации «Авиатор Савва», «Нынешние дела Саввы» в 1910 году два дня летала над лугом при слиянии Тускари и Сейма.

Точно летала? Интересно, есть ли те самые газетные сенсации в оригинале где-то?
Ибо все равно считают Уточкина, при том что и про Уфимцева не забывают. Конечно этот сфероплан, это скорее крайне экспериментальная авиация. По своей аэродинамической конструкции максимально близок к летающим змеям... Хотя и Фарман-4 больше на мебель похож....
ЗЫ: И почему Савва?
6. mick-vvv - 15 Апреля, 2012 - 10:11:37 - перейти к сообщению
Очень тяжело рождается вторая часть про военные годы – самая наверное сложная, и обильная по материалу. Можно книгу написать, да их и немало, где тематика курского неба затрагивается. Здесь опишу факты, которые знаю, или попались в сети. Надеюсь тут материалов подкинут и форумчане (прежде всего Альта), те кто увлекается темой ВОВ.
Что тут постить? Наверное про авиационное небо Курской области в те года, и земные его "иконостасы" – аэродромы.

Начну частями. Первая- 1941-1942 год.

Как уже постилось выше, Курск в начале войны не бомбили, благодаря чему уцелели самолеты, базировавшиеся на курских аэродромах – прежде всего это относится к дальней бомбардировочной авиации, стоявшей на Курск-Восточном.
В Курске базировался штаб 2-го авиакорпуса ДБА – включавший 6 авиаполков, располагавших 252 самолетами по состоянию на 22 июня1941 года.
ДБ-3 – 132 самолета
ДБ-3Ф (последний больше известен как Ил-4, основа ДБА СССР всю войну) – 115 самолетов
ТБ-3 – 5 самолетов.
А вот Пе-8, о которых я упоминал в первой своей части, все же на Курск-Восточный не было. Их всего к началу войны было выпущено 20 штук, и один из них (тот что разбился на месте нынешнего завода «Прибор» - хранился на аэродроме Курск-Западный после аварии (упоминание о нем есть в справке наркома авиационной промышленности А.Шахурина о самолетах Тб-7 (Пе-8) по состоянию на 11 июля 1941 года).

ДБ-3Ф (Ил-4):


Эти самолеты заменили базировавшиеся ранее в Курске СБ-2М-100.




ТБ-3 и на начало войны считался весьма устаревшим самолетом (что видно по "дизайну":



Из всех авиакорпусов расположенных возле западных границ страны 2-й ДБАк был наиболее удален – около 800 км. Боевые вылеты с курских аэродромов экипажи 2-й ДБАК начали совершать через 3 дня после начала войны – 25 июня. Работали в район Киева. Кстати, далеко. Пару-тройку часов лета, если не больше на технике тех времен.
С самых первых вылетов начались большие потери. Из каждого вылета не возвращались до половины экипажей. Вот одна из записей журнала боевых действий 100-го ДБАП: «...Утром 23 июля 9 ДБ-ЗФ 100-го дальнебомбардировочного полка 35-й авиадивизии 2-го ДБАК с аэродрома в р-не Обоянь вылетели на бомбардировку аэродрома противника в р-не Белая Церковь. На шоссе Белая Церковь - Киев они обнаружили колонну из 30 автомобилей, двигавшихся от Василькова к Белой Церкви. После бомбометания самолеты продолжили полет к основной цели, но на подходе были атакованы группой истребителей Bf 109. В результате 8 советских бомбардировщиков были сбиты, 32 человека экипажей числились пропавшими без вести. На борту единственного вернувшегося в Обоянь бомбардировщика все члены экипажа были ранены, один - убит».
Вспоминает участник того вылета Федор Маркусенко:
«...В полку были большие потери, и в том вылете участвовали сборные экипажи. Я не знал ни одного из стрелков, а штурмана вообще впервые видел. Времени на беседу с экипажем не было…».
Немецкие солдаты изучают сбитый Дб-3Ф (14 июля 1941 г.):


К 1 августа в ДБА все 4 управления корпусов были расформированы.
Есть упоминания, что в первые месяцы войны в Курске был центр переучивания летчиков на новый истребитель МиГ-3. Скорее всего это было организовано на базе 7-й летной школы ВВС РККА, т.е. бывшего аэроклуба, на аэродроме Курск-Западный (или как его упоминали в военных документах – гражданский).


29 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбежке немецкой авиацией. Причем ,в течении месяца до этого немецкие самолеты разбрасывали над Курском листовки с предупреждением о скорой бомбардировке. Первый налет был очень массированным. Пострадали в основном районы, прилегающие к ЖД станции Курск (основной цели бомбежки), в частности Владимирский поселок – так назывался до войны район улиц Союзная, Республиканская, Краснознаменная, Ухтомская, 2-я Рабочая. И район современного аэропорта - военный городок (где распологался - район нынешнего магазина "Полет"?).
Также бомбежкам подвергся район нынешнего Цирка (Вокзал Курск-Центральный), комплекс больниц и госпиталей на ул. Садовой (нынешняя горбольница №1 и соседствующие больницы –КВД, Глазная).
На Никитском кладбище есть братская (семейная) могила с табличкой «Погибли 29 августа 1941 года в первую бомбежку Курска».

Выдержка из дневника современника: «С 8 часов и до 10 часов 20 минут вечера первая в Курске бомбежка. Бомбилась Ямская (узел) и авиабаза (воен. городок). Отбой воздушной тревоги дан был в 11 ч. 20 м. ночи. Начало затишья (отлет немецких самолетов) 10 ч. 55 м. ночи. В 3 ч. 15 м. ночи (на 30.08.) в Ямской последовали 3-4 новых взрыва (очевидно, разорвались бомбы замедленного действия). Тоже было 3-4 взрыва в 4 ч. 25 м. утра…»
С этого дня бомбежки носили регулярный, почти ежедневный характер.
Бои за Курск начались с 1 ноября.
Из докладной записки УНКВД по Курской области Обкому Партии «О ХОДЕ БОЕВ ЗА ГОР. КУРСК НА 24 ЧАС. 1.Х1. 1941 г.»:
«На северной окраине гор. Курска (район Знаменки и кирпичного завода), и сев.-зап. район сл. Казацкой, гражданского аэродрома) идут, бои с-противником…
…В сев.-зап. стороне города в районе гражданского аэродрома (сл. Казацкая) 6 танков противника застряли в грязи. Для уничтожения их нами направлены 3 диверсионные группы. О результатах этой операции сообщим дополнительно…»

В ночь со 2 на 3 ноября 1941 Курск был оставлен нашими войсками. До 8 февраля 1943 года в городе хозяйничали немцы. Конечно же аэродромы не стали пустовать, на них разместились самолеты Люфтваффе.
Во время оккупации в Курске размещались:
52-я истребительная эскадра. Самолеты Мессершмит - Bf.109G. - (январь–март 1943)
53-я истребительная эскадра «Туз пик» (Pik As). . Самолеты Мессершмит - Bf.109G. - (май–июнь 1942)
27-я бомбардировочная эскадра «Бёльке» (Boelcke). Самолеты He.111H - июль–октябрь 1942
ВОСЬМОЙ АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС (VIII. fliegerkorps) – бомбардировщики Ю-87

Ю-87 под Курском:


Ю-87 идут на Курск:


Сводка СОВИНФОРМБЮРО:
30.05.1942 Курск-Западный Удар по аэродрому Курск-Западный штр, ист
31.05.1942 Курск-Восточный Удар по аэродрому Курск-Восточный штр
Напомню, что Курск-Западный – это территория нынешнего Северо-Запада. Курск-Восточный – это нынешний аэропорт за Мурыновкой.
Оперативная сводка за 30 мая гласит, что с 7 часов 15 мин до 7 ч 20 мин шестерка самолетов Ил-2 800-го штурмового авиаполка во взаимодействии с истребителями 31-го истребительный авиаполк нанесла удар по аэродрому Курск-западный. Группа точно вышла на заданную цель — аэродром, где стояло около 40 самолетов противника. Штурмовка производилась с высоты бреющего полета, с взмыванием для атаки на высоту 50-70 метров. Зенитная артиллерия противника оказала сильное противодействие. В результате удара было уничтожено и выведено из строя до 15 вражеских самолетов разных типов — "Хейнкель-111", "Дорнье-217" и "Хеншель-126". Подавлен огонь батареи малокалиберной ЗА и двух зенитно-пулеметных точек. Своих потерь не было. Встреча с десятью ЛаГГ-3, истребителями прикрытия от 31-го иап, осуществлялась над аэродромом базирования последних (Кшень). Заход на цель производился с севера, вдоль стоянок вражеских самолетов. Атаковали одним заходом. На другой день состоялся удар по аэродрому Курск-Восточный, где находились до 50 самолетов противника. В налете участвовало восемь Ил-2 под прикрытием семи ЛаГГ-3 того же 31-го истребительного авиаполка. Полет проходил ранним утром. Из-за сильного огневого воздействия с земли и в воздухе сопровождающие истребители сначала потеряли из виду своих подопечных, и "ильюшины" пришли в район цели без прикрытия. Но потом "маленькие", как называли в радиопереговорах истребителей, прорвались к "ильюшиным" и сопровождали их до самой посадки на своем аэродроме.
Противник сразу после второго налета "илов" оставил курские аэродромы и перебазировался подальше от линии фронта.

Сбитый He-111. Курская область:


Ла-5 под Курском:


Сбитый Ju-87 возле Курска


Яки сопровождают бомбардировщики. Курская область.



Жутковатый коллаж из сети - "Курская битва"
7. mick-vvv - 28 Августа, 2012 - 12:01:42 - перейти к сообщению
alta пишет:
Mick-vvv пишет:
Единственный такой случай в космонавтике раньше был только с "волчьей стаей"
Года 2 назад был фильм про них на первом... Мистики нагнали, жуть сколько. Ну как сейчас везде принято... Жду твоего видения той истории.


Ну наверное об этом уместнее тут. Потому что знаменитый летчик-испытатель и космонавт Игорь Волк - часть истории курской авиации, его наверх путь начинался в Курске. Хоть он и не курянин по рождению, но учился в школе в Курске, закончил ее (кстати, школа №5 тогда, это таже, что и сейчас?). Поступил в аэроклуб, который был на месте нынешнего Северо-Запада, закончил его...
О нем лучше наверное расскажет небольшой фильм. Кстати, он интересен тем, что на 2:03 - 2.20 есть кадры курского аэродрома "Северный". Тот что был на Казацком поле, и где сейчас северо-запад. Здание, из которого летчики выходят строем, по воспоминаниям моего отца, стояло примерно на месте нынешней заправки на углу Аэродромной и 50-лет октября.




ФЛАНКЕР пишет:
..было дело.. ..фильмец..Будто всех кто-то проклял..и отобрал ТУДА..в мир иной..


А вот тот фильм на "1 канале". Понятно, что без мистики сейчас такое кино смотреть на 1-м аудитория в основном не будет. Вот и накрутили. Впрочем, цепочка событий позволяла такое. И еще раньше читал, что действительно были проблемы со вторым набором, после гибели части первого. Ибо Юра подтвердит - летчики в большинстве своем весьма суеверны, несмотря на профессию... Может, это внимание к мелочам с обычной точки зрения, ибо по известной поговорке мелочей в авиации не бывает...




ЗЫ: Обратно к Игорю Волку. Почему-то у нас в Курске не увековечивают никак память великих людей, у которых Курск или область стали второй малой родиной или занял значительный период в жизни. В авиации например, это Семен Лавочкин, знаменитый авиаконструктор, автор легендарного самолетв Ла-5, во многом способствовавшего перелому в войне - как и Волк, он учился в Курске, закончил школу и училище. Михаил Гуревич, тоже авиаконструктор, чья заглавная буква фамилии до сих пор звучит третьей буквой в названиях истребителей МиГ - родился и вырос в Судже.
А помимо авиации, есть множество таких людей - Вера Мухина, Казимир Малевич, Матвей Блантер и т.п. о которых многие жители города даже не знают...
8. Богемский - 30 Августа, 2012 - 01:06:05 - перейти к сообщению
Михаил, отвечу на Ваш давний вопрос, почему Анатолия Уфимцева в курской прессе назвали Саввой. Это намек на одноименную пьесу суперпопулярного тогда Леонида Андреева, где герой пытается уничтожить взрывом чудотворную икону. Вещь написана по мотивам подлинной истории Уфимцева, которую, кажется, Андрееву пересказал Горький.
9. T. Rex - 17 Сентября, 2013 - 06:11:33 - перейти к сообщению
Mick-vvv пишет:
У кого-то может найдется материал на тему — сведения, фото..
Буду выкладывать материал частями, по мере его обработки и подготовки...

В 1936 году парашютно-планерную школу переводят на Казацкое поле (территория нынешнего Северо-Запада). Так появляется аэродром Курск-Западный. Правда, есть предположение, что он существовал в каком-то виде и раньше — в Гражданскую войну, и в 20-е годы.
В 1936 году здесь был создан Курский аэроклуб, который с 1938 по 1941 год имел филиал в Шебекино (ныне Белгородская область). К началу сороковых годов аэроклуб выпускал по 250 курсантов в год (а в 1940-м уже 700) — летчиков, планеристов, парашютистов и авиатехников. Все аэроклубы ОСОАВИАХИМа были полувоенными организациями.

В предвоенные годы Курский аэроклуб успешно закончили курсанты, ставшие в годы войны летчиками-ассами. Среди них дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Боровых А.Е., почетный гражданин г. Курска, Герои Советского Союза В.И. Александрюк, А.К. Еремин, Н.И. Леонов, М.П. Ренц и С.В. Сыромятников. Сыромятников Сергей Васильевич, парень из Казацкой Слободы воевал на Калининском фронте меньше года, но успел совершить 122 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 и в группе - 5 самолетов противника.

Геройски погиб 19 марта 1943 года, навеки зачислен в списки N - ской части.
В своих воспоминаниях Герой Советского Союза генерал - полковник авиации Василий Николаевич Кубарев пишет так:
"Воспитанник Качинского училища, Сыромятников кроме смелости и отваги, обладал отличной техникой пилотирования, большим опытом ведения воздушных боёв. Погиб он, сражаясь с превосходящими силами врага. В тот раз Сыромятников, отвлекая гитлеровцев на себя, дал возможность Игнатьеву пристроиться к хвосту вражеского самолёта.
- Игнат, бей ! Чего ждёшь ?
Сыромятников искусно уходил от огня, дразнил фашиста. Но одна из вражеских очередей всё же достигла цели. Тотчас же загорелся и гитлеровец от меткой очереди Игнатьева. Но было уже поздно. Сыромятников погиб..."





С 1986 года Курский аэроклуб носит имя С.В. Сыромятникова.

На базе Курского учебного авиационного центра ДОСААФ подготовлено не одно поколение лётчиков для Вооруженных Сил, летчиков и парашютистов - спортсменов, чемпионов и призеров первенства СССР и Вооруженных Сил, мастеров спорта. Заметный след в истории клуба оставили Анатолий Чуев - абсолютный чемпион СССР по самолетному спорту на реактивных самолетах, заслуженный пилот СССР, награжденный орденом Трудового Красного Знамени и дважды чемпион страны Вадим Целебровский. Возглавляемая Пономаренко Степаном Ивановичем, мастером спорта международного класса, судьи по парашютному спорту, Курская сборная по парашютному спорту установила два мировых рекорда на точность приземления. Их не смогли побить до тех пор, пока не сменилась парашютная техника.
В Курском УАЦ прошли летную подготовку четверо летчиков - космонавтов: заслуженный летчик СССР, выпускник Курского аэроклуба 1954 года Волк И.П., Макаров М.Х., Баландин А.Н., Лавейкин А.И., а Пилотажная группа Курского УАЦ ДОСААФ постоянно участвовала в авиационных парадах в г. Москве и других городах СССР.
Сборная команда Курского аэроклуба по парашютному спорту является призером Первенства России по отдельным видам. Семья тренера сборной команды мастера спорта Долженкова Ивана Васильевича в своем роде уникальна - жена и трое его сыновей являются спортсменами-парашютистами. Суммарное число прыжков семьи Долженковых составляет 8 200 – результат, достойный книги рекордов Гиннеса.

В послевоенные годы в Аэроклубе долгое время служил Алексей Иванович Самохин, "Дядя Лёша". Его сын и мой большой друг Юрий Алексеевич Самохин, полковник в отставке, любезно предоставил несколько фото, которые мы датируем началом 60-х годов


Курсанты Аэроклуба на построении.


На праздничной Демонстрации на Красной площади. (Это 59-60й годы. Между Универмагом и Гостиницей ещё не снесённый двухэтажный дом)


Демонстрация на Красной площади. 1961 год.

Вот ещё одно фото. Дату установить мы не смогли. ЧП с самолётом ПО-2.

Возможно это фото военных лет.
Яндекс цитирования
Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®

[Script Execution time: 0.0417]     [ Gzipped ]